Соната для фортепиано №17 (в си–бемоль)

Инструмент:
фортепиано
Композитор:
Гайдн Франц Йозеф
Формат:
Размер файла:
407.1 Кб
Загрузили:
1336 раз



Франц Йозеф Гайдн (1732 - 1809) - австрийский композитор, создатель классической 4-частной симфонии, сокровище венской классической школы, веселые блики которого до сих пор играют на партитурах современных музыкантов.

В творческом наследии Гайдна представлено множество музыкальных жанров, но особое место принадлежит струнным квартетам и симфониям. В XVIII веке Гайдна нередко упрекали в излишней живости и находили его сочинения «скандально веселыми». Сам композитор не раз говорил: «Воображение играет на мне, как если бы я был клавиром».

Музыкальные способности, так же, как и чувство юмора у маленького Франца Йозефа проявились рано. Официальную карьеру музыканта он начал в венском хоре мальчиков, куда попал благодаря своему серебряному голосу. Голос пропал, а золотая голова Йозефа, позволявшая ему сочинять одну мелодию за другой, осталась при нем.

Но прежде чем стать признанным композитором, сыну каретника и кухарки предстояло пройти путь уличного музыканта. Впоследствии интонации и ритмы большого европейского города зазвучат в произведениях маэстро - в пространстве его творчества найдут себе место не только немецкий и австрийский песенный фольклор, но и венгерский, хорватский, словацкий, чешский.

После восьми лет случайных заработков композитор-беспризорник находит себе первого покровителя, а за ним второго - и Гайдн попадает в почетный плен на должность капельмейстера к венгерскому князю Эстергази почти на 30 лет.

В Эйзенштадт с ним прибывает его супруга, женщина ограниченная и безразличная к талантам мужа. Мария-Анна имела привычку использовать нотные рукописи гения на папильотки и для кулинарных надобностей. Самим венгерским магнатом способности к сочинению музыки Гайдном были оценены высоко - и требования были предъявлены к композитору фантастические.

Нередко ему предлагалось создать за ночь к завтраку новое музыкальное блюдо своему господину. Отчасти подчиненное положение искупалось возможностью немедленно проверить звучание придуманных произведений - в капелле Эстергази были хор и оркестр. Симфонии, оперы, сонаты, пьесы сочинялись одна за другой. За свою жизнь Гайдн создал 104 симфонии - это мировой рекорд среди композиторов. Австрийским композитором написаны 3 оратории, 24 оперы, 83 струнных квартета, и множество других произведений для оркестра и разных инструментов.

Полную свободу Франц Йозеф Гайдн обрел после смерти венгерского князя, когда ему исполнилось 59 лет. Впереди у него были спокойные годы в Вене в окружении почитателей и учеников (один из них – Бетховен!) и триумфальные гастрольные выступления. Он был приглашен в Лондон, где его ждали признание и награды. Именно там он сыграл знаменитую шутку с английскими ценителями музыки - в медленной части симфонии усыпил их плавной музыкой-грезой, а когда они впали в сладкую дрему - по забывшимся англичанам оркестр неожиданно ударил литаврами. Испуганные меломаны еще долго не могли прийти в себя, и симфония получила название «Сюрприз».